Порядок проведения работ по сертификации услуг по обслуживанию транспортных средств

Политика и процедуры органа по сертификации носят не дискриминационный характер, чему способствует независимость от заявителей, потребителей и других сторонних организаций, заинтересованных в подтверждении соответствия услуг, и отсутствии приоритетов при работе с заявителями.  Не допускается вовлечение персонала органа по сертификации в любую деятельность, которая снизила бы доверие к беспристрастности в работе.

Орган по сертификации осуществляет свою работу на принципе хозяйственного расчета с заказчиками.

Общая информация о порядке оплаты работ заявителем содержится в типовых договорах на проведение работ по подтверждению соответствия. Стоимость работ по сертификации устанавливается в соответствии с прейскурантом цен, утвержденных генеральным директором БелНИИТ "Транстехника". Проекты типовых договоров постоянно пересматриваются и актуализируются в соответствии с требованиями действующих законодательных актов Республики Беларусь.

Общие требования к порядку сертификации услуг в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь изложены в постановлении Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт) от 25 июля 2017 г. № 61 «Об утверждении Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь» (в редакции постановления Госстандарта от 15 февраля     2018 г. № 10) .

Порядок проведения работ по сертификации услуг по обслуживанию транспортных средств указан на блок-схеме.

Для начала проведения работ по сертификации услуг заявителю необходимо подать заявку в орган по сертификации (г. Минск, ул.Платонова, 22, БелНИИТ «Транстехника»). К заявке прилагаются копии регистрационных документов предприятия (свидетельство о регистрации, устав).В заявке в графе «наименование вида услуг», указывается перечень услуг в соответствии с приложением Б СТБ 1175-2011.


Перечень ТНПА, на соответствие которым проводится сертификация:

  • СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения»

( ПЕРЕИЗДАНИЕ (апрель 2014 г.) с ИЗМЕНЕНИЕМ № 1, утвержденным в январе 2014 г.;
ИЗМЕНЕНИЕ № 2 введено в действие 01.09.2015 постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 11.06.2015;
ИЗМЕНЕНИЕ № 3 введено в действие 01.04.2016 постановлением Госстандарта Республики Беларусь от  14.12.2015)

  • СТБ 1641-2006 «Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки»;
  • СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности»;

Указанные ТНПА можно приобрести в магазине «Стандарты»      (ул. Мележа, 3) или заказать в БелГИМ (Старовиленский тракт, 93, к.415). Учитывая, что услуги по обслуживанию транспортных средств являются бытовыми услугами, на них распространяется действие «Правил бытового обслуживания потребителей». Указанный документ должен находиться в организации автосервиса в месте оформления заказов. Приобрести «Правила бытового обслуживания потребителей» можно в магазине «Академкнига» (пр-т Независимости, 72). Перечень необходимого инструмента, технологического оборудования, средств измерения и диагностики должен соответствовать требованиям технологического процесса на выполнение конкретных видов услуг, а также обеспечивать возможность, в пределах выполненного объема работ, проверки соответствия транспортного средства требованиям безопасности и охраны окружающей среды.

Средства измерений, используемые организацией автосервиса, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь и иметь свидетельство о прохождении метрологической поверки. Метрологическая поверка средств измерений осуществляется БелГИМ.

Одним из условий качественного ремонта транспортных средств является наличие в организации автосервиса достоверной, полной и актуальной технической документации. Большинство заводов-изготовителей транспортных средств обеспечивает доступ к официальной технической документации на своих сайтах.

В качестве технической документации используются также типовые технологические процессы, которые составляются на такие виды услуг, как:
- шиномонтажные работы, балансировка колес, ремонт местных повреждений шин и камер;
- замена масел и технических жидкостей, замена фильтров;
- ремонт деталей (головок блоков цилиндров, расточка и хонинговка блоков и гильз цилиндров, шлифовка коленчатых валов;
- ремонт и установка стекол автомобилей.

Согласно п. 4.13 СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения» организация автосервиса должна иметь документ, подтверждающий факт проведения проверки на соответствие технического состояния транспортного средства, требованиям безопасности и охраны окружающей среды требованиям, установленным в ТНПА, в пределах выполненного объема работ с использованием диагностического оборудования (тормозной стенд, стенд проверки света фар, стенд проверки и регулировки углов установки колес, прибор проверки суммарного люфта в рулевом управлении, газоанализатор, дымомер).

Требования, предъявляемые к организациям автосервиса со стороны надзорных органов, установлены в нормативных документах и контролируются региональными центрами гигиены и эпидемиологии, районными отделами по чрезвычайным ситуациям, региональными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Для получения сертификата соответствия необходимо предоставить в орган по сертификации положительное санитарно-гигиеническое заключение регионального центра гигиены и эпидемиологии, а также согласование режима работы организации с местным исполнительным и распорядительным органом. Органы пожарного надзора и инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляют контроль за деятельностью организаций автосервиса в плановом порядке.

Орган по сертификации обязуется проводить периодическую оценку сертифицированного оказания услуг с периодичностью не реже одного раза в 18 месяцев.

Владелец сертификата соответствия обязан:

выполнять требования сертификации, в том числе при ссылке на сертификат соответствия и знак соответствия в таких средствах информации как документы, брошюры или рекламные проспекты, а так же требования к оказываемым услугам, включая реализацию соответствующих изменений, доведенных до него органом по сертификации;

при маркировке знаком соответствия соблюдать требования Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утверждённых Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.07.2017 № 61 (в ред. постановления Госстандарта от 15.02.2018 № 10);

обеспечивать беспрепятственный доступ на территорию организации представителям органа по сертификации, осуществляющим периодическую оценку (в том числе, при необходимости, наблюдателям, осуществляющим оценивание органа по сертификации), и создавать им все условия, необходимые для его проведения;

оплачивать все расходы, связанные с осуществлением периодической оценки, независимо от её результатов;

оказывать услуги по адресам, указанным в сертификате соответствия, а также информировать орган по сертификации в случае изменения адреса(ов) объекта(ов) оказания услуг;

информировать орган по сертификации обо всех вносимых изменениях а организационную структуру, а также в действующие в организации документы, влияющих на безопасность выполнения работ (оказания услуг), а также обо всех изменениях номенклатуры работ (услуг) и объектов выполнения работ (оказания услуг);

вести учет всех рекламаций (претензий) на выполнение работ (оказание услуг) и незамедлительно информировать о них орган по сертификации. Принимать соответствующие меры по отношению к рекламациям (претензиям) и: документировать предпринятые действия;

вести записи обо всех жалобах, ставших ему известными, которые касаются соблюдения требований сертификации, предоставлять эти записи органу по сертификации по его запросу, принимать соответствующие меры по отношению к таким жалобам и любым недостаткам, которые оказывают влияние на соблюдение требований сертификации, и документировать предпринятые действия;

не использовать документы об оценке соответствия таким образом, который может нанести ущерб репутации органа по сертификации, а так же не делать никаких заявлений в отношении сертификации своих работ (услуг), которые вводят в заблуждение или являются неправомерными;

в случае приостановления, отмены или прекращения действия сертификата соответствия прекратить использование всех рекламных материалов, которые содержат какие-либо ссылки на документы, подтверждающие результаты сертификации работ (услуг).

В соответствии с п. 166 Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утверждённых Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.07.2017 № 61 (а ред. постановления Госстандарта от 15.02.2018 № 10) предоставить объекты выполнения работ (оказания услуг) для проведения выборочной проверки (испытаний) результата выполнения работ (оказания услуг) при первой периодической оценке (плановой или внеплановой).

Владелец сертификата соответствия несет установленную законодательством Республики Беларусь ответственность за выполнение работ (оказание услуг), не отвечающих требованиям, установленным в технических нормативных правовых актах, указанных в сертификате соответствия.

При возникновении спорных вопросов по результатам сертификации услуг владелец сертификата соответствия в соответствии с законодательством Республики Беларусь может обжаловать действие (бездействие) органа по сертификации в вышестоящую по отношению к органу по сертификации организацию и (или) орган по аккредитации, в случае несогласия с их решением - в суд.

Орган по сертификации предпринимает все соответствующие действия, необходимые для рассмотрения жалоб и апелляций с учетом Рекомендаций для органов по сертификации по рассмотрению жалоб и апелляций  (приложение к письму Государственного предприятия «БГЦА» от 31.08.2017 № 07-02/6383).

Все жалобы или апелляции подлежат обязательной регистрации в порядке регистрации входящих документов БелНИИТ «Транстехника».

Руководитель органа по сертификации определяет, относится ли данная жалоба или апелляция к деятельности по сертификации и только в этом случае принимает ее к рассмотрению. Руководитель органа по сертификации письменно в адрес заявителя подтверждает получение официальной жалобы или апелляции.

В случае отказа в рассмотрении заявитель письменно уведомляется с указанием причин отказа.

В случае принятия решения о рассмотрении, распоряжением генерального директора БелНИИТ «Транстехника» назначается рабочая группа, в состав которой не входит персонал, проводивший работу по сертификации услуг инициатора жалобы или апелляции, а также персонал, в отношении которого заявителем высказаны иные претензии.

Орган по сертификации несет ответственность за сбор и анализ всей необходимой информации для рассмотрения жалоб  или апелляций.

Рабочая группа анализирует претензионные материалы, поступившие в орган по сертификации, и составляет план рассмотрения данной жалобы или апелляции, а также перечень рабочих документов (протоколов, рабочих журналов и т.д.), подлежащих анализу для установления причин появления жалобы или апелляции.

Результаты рассмотрения жалобы или апелляции оформляются заключением.

В случае подтверждения жалобы или апелляции, выявления каких-либо нарушений установленного порядка проведения работ по сертификации, с лиц, виновных в этих нарушениях, берутся письменные объяснения. Лица, виновные в нарушении установленного порядка проведения работ по сертификации, подвергаются дисциплинарному взысканию в соответствии с принятыми внутренними правилами в БелНИИТ «Транстехника».

По результатам анализа жалобы или апелляции рабочей группой разрабатывается план мероприятий, исключающих возможность повторения выявленных нарушений, а также предложения по решению спорных вопросов с заявителем.

Жалоба или апелляция считается рассмотренной по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы.

Жалобы или апелляции должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней с даты их регистрации, а в случаях, требующих дополнительного изучения и проверки, - не позднее одного месяца с даты их регистрации.

Решение по результатам рассмотрения жалобы принимает руководитель органа по сертификации, а по результатам рассмотрения апелляции (при необходимости и жалобы) – Комитет по беспристрастности органа по сертификации.

Об окончании процесса рассмотрения жалобы или апелляции и результатах рассмотрения орган по сертификации письменно уведомляет заявителя.

Письменный ответ регистрируется в порядке регистрации исходящих документов БелНИИТ «Транстехника».



Вверх