28–30 сентября сотрудники отдела исследований в области водного транспорта посетили Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей»

Системы управления движением судов Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей

28–30 сентября сотрудники отдела исследований в области водного транспорта посетили Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей». ФБУ «Администрация Волго-Балт» обеспечивает функционирование Волго-Балтийского канала – одной из важнейших водных магистралей, входящих в единую глубоководную систему внутренних водных путей Европейской части России. Это сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4896 километров эксплуатируемых водных путей, в том числе 2969 километров с гарантированными габаритами, 11 шлюзов с напором от 11 до 18 метров, три гидроэлектростанции, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 4495 знаков судоходной обстановки, 243 единицы обслуживающего технического флота.
Описание: C:\Users\User\Documents\Downloads\waymap_large.jpg

Схема Волго-Балтийского водного пути

Основными задачами ФБУ «Администрация «Волго-Балт» являются эксплуатация и развитие водных путей и гидротехнических сооружений; государственное регулирование деятельности речного транспорта по вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов; обеспечение безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности; диспетчерское регулирование движения судов и проводка судов государственными лоцманами.
В связи с тем, что основной задачей служебной командировки являлось ознакомление с функционированием речных информационных систем, проводилась беседа с начальником берегового узла связи Бродским Евгением Лазаревичем. Задачами бассейнового узла связи является организация диспетчеризации процесса движения судов по обслуживаемым внутренним водным путям, организация УКВ-радиосвязи между береговыми узлами связи и судами, а также судами между собой, обслуживание берегового оборудования системы управления движением судов (далее – СУДС) и другие радионавигационные и телекоммуникационные задачи. Бассейновый узел связи состоит из филиалов, расположенных на всем протяжении обслуживаемого участка водного пути, обеспечивающих управление движением судов, а также центрального узла связи, расположенный в Санкт-Петербурге.

Центр управления движением судов в Санкт-Петербурге

Общеевропейское понятие «Речная информационная система» (далее – РИС) в Российской Федерации не закреплено на законодательном уровне, применяется понятие СУДС. СУДС ФБУ «Администрация Волго-Балт» представляет из себя 26 береговых радиорелейных станций. Стандартная станция включает в себя башню связи высотой от 60 до 90 метров на которой смонтированы основные элементы СУДС.

Описание: \\192.168.2.57\сетевая\Питер_2016\Фото\IMG_2237.jpg

Башня связи в районе г. Шлиссенбург

Внедрение системы РИС в ФБУ «Администрация Волго-Балт» началось в 2012 году. Окончательно система была сформирована в 2014 году, однако ее элементы постоянно изменяются и дополняются в связи с быстрым развитием телекоммуникационных технологий. Основным элементом СУДС является радиорелейная линия, охватывающая водный путь от Санкт-Петербурга до Череповца, протяженностью 835 км. Наличие радиорелейной линии позволяет осуществлять удаленный контроль всех приборов и устройств, расположенных на базовых станциях. Кроме того, линия обеспечивает возможность радиосвязи из любого пункта связи как с другим пунктом, так и с судами. Также посредством радиорелейной линии обеспечена внутренняя пятизначная телефонная связь.

Описание: \\192.168.2.57\сетевая\Питер_2016\Фото\IMG_2240a.jpg

Радиолокационная башня

РИС в ФБУ «Администрация Волго-Балт» обеспечивает следующие элементы управления движением судов: систему УКВ-радиосвязи, радиолокационный мониторинг, АИС-мониторинг, систему судовых сообщений, передачу путевой информации, информационную и телекоммуникационную системы.
Посредством радиорелейной сети обеспечивается УКВ-радиосвязь по 5 каналам. На радио вышках расположены как симплексные, так и дуплексные радиостанции, работающие на речных частотах. Канал радиосвязи «безопасность» (5 канал) покрывает всю протяженность обслуживаемых внутренних водных путей. Данный канал связи используется для передачи экстренных сообщений с судов. Канал радиосвязи передачи метеорологической и путевой информации предназначен для передачи на суда информации о состоянии водного пути, а также метеоданных. Информация передается по утвержденным графикам несколько раз в сутки. На узких местах внутренних водных путей (гидротехнические сооружений, участки входа и выхода в озера и других) посредством выделенного радиоканала обеспечивается диспетчерское регулирование движением судов. Отдельный канал радиосвязи выделен для обмена корреспонденцией и организации связи экипажей судов с береговыми абонентами в местах, где отсутствует сотовая связь. На узких местах внутренних водных путей помимо радиосвязи для диспетчерского регулирования расположены радиолокационные станции, позволяющие диспетчеру наблюдать за движением судов в реальном времени. Стоит отметить, что в соответствии с Положением о радиосвязи на внутреннем водном транспорте Российской Федерации все записи переговоров между судном и берегом записываются на специальных серверах. Имеющаяся мощность серверов позволяет осуществлять запись всех переговоров за навигацию.
Система автоматизированной идентификации судов (далее - АИС) в ФБУ «Администрация Волго-Балт» обеспечивает полное покрытие обслуживаемы путей, в том числе и Ладожского озера. Система представляет собой комплекс, состоящий из 31 береговой приемо-передающей станции АИС. Она состоит из приемо-передающей антенны и базовой станции АИС (в основном используются ТРАНЗАС Т-214).

Описание: \\192.168.2.57\сетевая\Питер_2016\Фото\IMG_2232.JPG

Базовая станция АИС ТРАНЗАС Т-214

Информация, получаемая от данных станций, визуализируется путем наложения дислокации судов на электронные лоцманские карты водного пути посредством компьютерной программы.

Описание: \\192.168.2.57\сетевая\Питер_2016\Фото\IMG_2246a.jpg

АИС, совмещенный с электронной навигационной картой Ладожского озера

Таким образом, транспортная телекоммуникационная сеть связи, реализованная в ФБУ «Администрация Волго-Балт» представляет собой комплекс элементов – УКВ-радиостанций, радиолокационных станций, АИС станций, АТС, аудио серверов, сети LAN которая посредством протокола передачи данных 16Е1 объединена в единую систему управления движением судов.