В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

11-12 апреля в Гродно прошла
I белорусско-польская конференция «Технологии городского транспорта».

Организаторами масштабного международного мероприятия стали Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника», Европейский образовательный центр CENTRUS и Хозяйственная транспортная палата Республики Польша.
Вопросы организации пассажирских перевозок обсуждали специалисты транспортных предприятий обеих стран, ученые и разработчики новых информационных технологий. В конференции приняли участие более 180 человек, среди них – 80 представителей практически всех воеводств из Республики Польша.


Генеральный директор Белорусского научно-исследовательского института транспорта «Транстехника» Виталий Киреев поприветствовал участников и поблагодарил коллег из Республики Польша за организацию двусторонней встречи, а также руководство Гродненского государственного университета имени Янки Купалы за предоставленную возможность провести на базе ГрГУ международное мероприятие. Университет не случайно стал площадкой для обмена опытом. Это крупнейший региональный вуз Беларуси, где ведется подготовка по 50 специальностям. В 2020 году он отметит 80-летие со дня своего образования.



– Развитие мировой экономики поставило перед транспортной отраслью в каждой стране задачу повышения мобильности граждан. Крупные населенные пункты наполнились потоками легковых автомобилей, которые стали препятствовать повышению скорости общественного транспорта. При реализации существующих технологий и коммуникаций с каждым десятилетием становится сложнее удовлетворять потребности граждан в транспортных услугах. При этом постоянно увеличивается требование к комфортности поездки. Сложившаяся ситуация требует новых подходов к транспортному обслуживанию населения, – отметил Виталий Иванович. Он рассказал, что в Беларуси в 2018 году автобусами перевезено 60% пассажиров, городским электрическим транспортом – порядка 35% от общего объема перевозок общественным транспортом.

– Перед городским общественным транспортом стоит много задач, которые требуют научного решения. Необходимо научиться на самом современном уровне строить маршрутные сети с участием всех видов транспортных средств, обеспечить повышение комфортности перевозок и снизить затраты времени пассажиров на поездку. При этом должна быть создана инфраструктура, позволяющая применять принцип «сухие ноги». Все это позволит решить ряд проблем с заторами на дорогах, нехваткой мест для стоянки автомобилей и повысить привлекательность использования транспорта общего пользования, – подчеркнул Виталий Киреев, пожелав участникам конференции плодотворной работы и новых идей.

Президент Хозяйственной транспортной палаты Республики Польша Дорота Кацпжик отметила сердечность и гостеприимство белорусов, а также выразила уверенность в том, что международная встреча позволит наладить контакты и в дальнейшем поможет увеличить безопасность городского транспорта: – В Польше развивают сферу пассажирских перевозок за счет средств Евросоюза, и мы хотели бы поделиться нашими технологическими решениями, рассказать о транспорте, который закупаем. В то же время у нас есть те же проблемы, что и у вас: нехватка водителей, небольшой социальный пакет и другие. Их мы должны решать. Кроме того, расскажем о возможностях участия в проектах Евросоюза.



Работа конференции была выстроена в виде панельной дискуссии и тематических дебатов по трем секциям. Сначала участники международной встречи знакомились с организацией пассажирских перевозок в Беларуси и Польше. Акцент был сделан на сходстве и различиях в законодательстве двух стран, названиях, терминологии, а также функциях заказчика, оператора и перевозчика. Председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров Екатерина Станкевич рассказала о проблемах транспортного процесса в Беларуси.

Во время обсуждения актуальных вопросов все участники конференции охотно делились наработками, проблемами и достижениями. Выступали руководители и специалисты различных по численности транспортных организаций. Среди них – представители ООО «Городское автобусное управление», г. Варшава; ОАО «Городское транспортное предприятие», г. Краков; транспортное предприятие г. Ломжа. Польская делегация ознакомилась с организацией работы ГП «Брестгортранс», ОАО «Автобусный парк г. Гродно», ОАО «Гроднооблавтотранс». Каждое выступление встречалось с особым вниманием. Большое впечатление произвело сообщение заместителя председателя правления ОАО «Городское транспортное предприятие» Гжегожа Дыркача: за счет средств Евросоюза предприятие получило 400 автобусов стандарта Евро-6, а также электробусы, гибридные автобусы. Благодаря этому на предприятии средний возраст транспортного средства составляет 3,5 года.

Заместитель директора по транспортным вопросам Городского управления дорогами и общественным транспортом Быдгоша Рафал Гжегожевски рассказал, что совместно с мэрией Люблина они проводят конкурсы, которые выигрывали и частные перевозчики. Имеются фиксированные ставки пробега, где пассажир пользуется единым билетом для поездки, независимо от того, частный везет его перевозчик или государственный.


Большой интерес вызвала панельная дискуссия по теме «Системы поддержки транспортного потока». Обсуждались современные инструменты управления им, проведение мониторинга в реальном режиме в городском транспорте, потребности пассажиров, современные подходы к обеспечению безопасности пассажиров в транспортном средстве и на остановочных пунктах и многое другое.

Во второй день встречи участники конференции узнали о концепции «Добрая дорога», которая развивается в Беларуси с 2006 года, а также об автоматизации процесса организации работы городского пассажирского транспорта. Тематические дебаты проходили по трем секциям. Поднимались вопросы планирования маршрутов и управления пассажирским трафиком в режиме реального времени, развитие системы продажи билетов, планирования и учета транспортных задач.
Спектр обсуждаемых тем был широк, дискуссия – бурной. Несомненно, обмен мнениями и опытом работы в организации транспортного обслуживания в Беларуси и Польше будет способствовать поиску оптимальных решений на местах, появлению и реализации новых идей.

– В части практического наполнения для нас более ценен, наверное, второй день, когда говорили об упрощениии и автоматизации всего процессе на транспортном предприятии и наработках польской стороны. Это и системы исследования пассажиропотока, системы автоматизации и упрощения диспетчерскизх служб на конкретном транспортном предприятии. Рассматривали подробно то, что уже работает на предприятиях в соседней стране без сбоев, – рассказал генеральный директор ОАО «Гроднооблавтотранс» Дмитрий Харченко. – Мы пытаемся автоматизировать бухучет, работу служб логистики и зачастую упираемся в технические проблемы. А здесь можно узнать, как такая задача решена. В Польше внедрена система работы диспетчерского места по разработке графика движения. Раньше, когда ее не было, в парке на 800 автобусов четыре человека этим занимались, а сейчас у одного работника на все уходит четыре часа. Важно, что эти решения как раз-таки переливаются в эффект экономии денег. И мне приятно, что получилось встретиться с давними знакомыми из Польши, с которыми мы организовали совместные автобусные маршруты.

– Встреча очень полезная: мы пообщались с коллегами, узнали об их проблемы, они – о наших, о сотрудничестве организаторов и операторов с перевозчиками. Чувствуется, что в Польше много внимания уделяется работе общественного транспорта, - подчеркнул директор ОАО «Автобусный парк г. Гродно» Николай Древило.

– Познакомился с замечательными людьми, завязал контакты, побывал в автобусном и троллейбусном парках города Гродно. Во время экскурсии видел троллейбус, который работает как кафе: там можно выпить чай и кофе. Сделаю у себя в городе Ломжа такой же автобус, и он сможет выезжать на различные праздничные мероприятия, – поделился директор представительства коммуникации г. Ломжа Януш Новаковски.

Стоит отметить, что многие польские участники конференции впервые оказались в нашей стране и были впечатлены красотой Гродно, доброжелательностью белорусов и чистотой улиц, высказывали намерение побывать у нас еще не раз. В завершение I белорусского-польской конференции организаторы отметили, что у обеих сторон – очень похожие проблемы и диалог будет продолжаться. Следующий форум намечено организовать через год в Республике Польша.

Автор статьи: Светлана СМОЛЕЙ, 
корреспондент газеты «Транспортный вестник»




Для получения материалов конференции 
необходимо отправить запрос на электронную почту io@niit.by



 

Вверх