Сертификация услуг автосервиса
Порядок проведения работ по сертификации услуг по обслуживанию транспортных средств
Для начала проведения работ по сертификации услуг заявителю необходимо подать заявку в орган по сертификации (г. Минск, ул. Платонова, 22А, БелНИИТ «Транстехника»). К заявке прилагаются копии регистрационных документов предприятия (свидетельство о регистрации, устав).В заявке в графе «наименование вида услуг», указывается перечень услуг в соответствии с приложением Б СТБ 1175-2011.
Политика и процедуры органа по сертификации носят не дискриминационный характер, чему способствует независимость от заявителей, потребителей и других сторонних организаций, заинтересованных в подтверждении соответствия услуг, и отсутствии приоритетов при работе с заявителями. Не допускается вовлечение персонала органа по сертификации в любую деятельность, которая снизила бы доверие к беспристрастности в работе.
Орган по сертификации осуществляет свою работу на принципе хозяйственного расчета с заказчиками.
Общая информация о порядке оплаты работ заявителем содержится в типовых договорах на проведение работ по подтверждению соответствия. Стоимость работ по сертификации устанавливается в соответствии с прейскурантом цен, утвержденных генеральным директором БелНИИТ "Транстехника". Проекты типовых договоров постоянно пересматриваются и актуализируются в соответствии с требованиями действующих законодательных актов Республики Беларусь.
Общие требования к порядку сертификации услуг в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь изложены в постановлении Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт) от 25 июля 2017 г. № 61 «Об утверждении Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь».
Порядок проведения работ по сертификации услуг по обслуживанию транспортных средств указан на блок-схеме.
Перечень ТНПА, на соответствие которым проводится сертификация:
- СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения»
( ПЕРЕИЗДАНИЕ (апрель 2014 г.) с ИЗМЕНЕНИЕМ № 1, утвержденным в январе 2014 г.;
ИЗМЕНЕНИЕ № 2 введено в действие 01.09.2015 постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 11.06.2015;
ИЗМЕНЕНИЕ № 3 введено в действие 01.04.2016 постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 14.12.2015)
- СТБ 1641-2019 «Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки»;
- СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности».
Указанные ТНПА можно приобрести в БелГИСС (г. Минск, ул. Новаторская, д. 2А). На услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств распространяется действие «Правил бытового обслуживания потребителей». Указанный документ должен находиться в организации автосервиса в месте оформления заказов. Перечень необходимого инструмента, технологического оборудования, средств измерения и диагностики должен соответствовать требованиям технологического процесса на выполнение конкретных видов услуг, а также обеспечивать возможность, в пределах выполненного объема работ, проверки соответствия транспортного средства требованиям безопасности и охраны окружающей среды.
Средства измерений, используемые организацией автосервиса, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь и иметь свидетельство о прохождении метрологической поверки.
Одним из условий качественного ремонта транспортных средств является наличие в организации автосервиса достоверной, полной и актуальной технической документации. Большинство заводов-изготовителей транспортных средств обеспечивает доступ к официальной технической документации на своих сайтах.
Согласно п. 4.13 СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения» организация автосервиса должна иметь документ, подтверждающий факт проведения проверки на соответствие технического состояния транспортного средства, требованиям безопасности и охраны окружающей среды требованиям, установленным в ТНПА, в пределах выполненного объема работ с использованием диагностического оборудования (тормозной стенд, стенд проверки света фар, стенд проверки и регулировки углов установки колес, прибор проверки суммарного люфта в рулевом управлении, газоанализатор, дымомер).
Орган по сертификации обязуется проводить периодическую оценку сертифицированного оказания услуг с периодичностью не реже одного раза в 18 месяцев.
Владелец сертификата соответствия обязан:
выполнять требования сертификации, в том числе при ссылке на сертификат соответствия и знак соответствия в таких средствах информации как документы, брошюры или рекламные проспекты, а так же требования к оказываемым услугам, включая реализацию соответствующих изменений, доведенных до него органом по сертификации;
при маркировке знаком соответствия соблюдать требования Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утверждённых Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.07.2017 № 61;
обеспечивать беспрепятственный доступ на территорию организации представителям органа по сертификации, осуществляющим периодическую оценку (в том числе, при необходимости, наблюдателям, осуществляющим оценивание органа по сертификации), и создавать им все условия, необходимые для его проведения;
оплачивать все расходы, связанные с осуществлением периодической оценки, независимо от её результатов;
оказывать услуги по адресам, указанным в сертификате соответствия, а также информировать орган по сертификации в случае изменения адреса(ов) объекта(ов) оказания услуг;
информировать орган по сертификации обо всех вносимых изменениях а организационную структуру, а также в действующие в организации документы, влияющих на безопасность выполнения работ (оказания услуг), а также обо всех изменениях номенклатуры работ (услуг) и объектов выполнения работ (оказания услуг);
вести учет всех рекламаций (претензий) на выполнение работ (оказание услуг) и незамедлительно информировать о них орган по сертификации. Принимать соответствующие меры по отношению к рекламациям (претензиям) и: документировать предпринятые действия;
вести записи обо всех жалобах, ставших ему известными, которые касаются соблюдения требований сертификации, предоставлять эти записи органу по сертификации по его запросу, принимать соответствующие меры по отношению к таким жалобам и любым недостаткам, которые оказывают влияние на соблюдение требований сертификации, и документировать предпринятые действия;
не использовать документы об оценке соответствия таким образом, который может нанести ущерб репутации органа по сертификации, а так же не делать никаких заявлений в отношении сертификации своих работ (услуг), которые вводят в заблуждение или являются неправомерными;
в случае приостановления, отмены или прекращения действия сертификата соответствия прекратить использование всех рекламных материалов, которые содержат какие-либо ссылки на документы, подтверждающие результаты сертификации работ (услуг).
В соответствии с п. 166 Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утверждённых Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.07.2017 № 61 предоставить объекты выполнения работ (оказания услуг) для проведения выборочной проверки (испытаний) результата выполнения работ (оказания услуг) при первой периодической оценке (плановой или внеплановой).
Владелец сертификата соответствия несет установленную законодательством Республики Беларусь ответственность за выполнение работ (оказание услуг), не отвечающих требованиям, установленным в технических нормативных правовых актах, указанных в сертификате соответствия.
Орган по сертификации документально оформляет процесс получения, оценивания, рассмотрения и принятия решений в отношении жалоб и апелляций. Орган по сертификации регистрирует и отслеживает жалобы и апелляции, а также действия, предпринимаемые для их разрешения. Мероприятия по устранению несоответствий регистрируются в плане проведения корректирующих действий.
Отношение жалоб и апелляций к деятельности органа по сертификации определяется руководителем органа по сертификации.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» срок рассмотрения жалобы – 15 дней с даты ее регистрации.
Орган по сертификации несет ответственность за сбор и проверку всей необходимой информации (насколько это возможно) для принятия решения в отношении жалобы или апелляции.
В целях предотвращения конфликта интересов персонал (в том числе руководство), который консультировал заявителя на проведение сертификации, владельца сертификата, иное лицо или организацию, направившее жалобу или апелляцию, или был нанят на работу заявителем на проведение сертификации, владельцем сертификата, иным лицом или организацией, направившим жалобу или апелляцию, не привлекается аккредитованным органом по сертификации для анализа или принятия решения по жалобе или апелляции этого заявителя на проведение сертификации, владельца сертификата, иного лица или организации, направившего жалобу или апелляцию, в течение двух лет после окончания консультирования или работы на заявителя на проведение сертификации, владельца сертификата, иное лицо или организацию, направившее жалобу или апелляцию.
Жалобы или апелляции рассматриваются и по ним принимаются решения персоналом, не принимавшим участия в работах по сертификации объекта оценки соответствия, связанного с жалобой или апелляцией. Руководитель органа по сертификации уведомляет представителя заявителя на проведение сертификации, владельца сертификата о результате и окончании процесса рассмотрения жалобы или апелляции.
После реализации корректирующих действий руководитель органа по сертификации письменно уведомляет заявителя о принятых мерах.